Новости компании

Заместитель директора Юридического бюро Марина Егорова, приняла участие в семинаре на тему «Правовое регулирование земельных отношений в Украине».

Докладчики семинара:

1. Кальниченко А.Г. - Экс-начальник юридического Управления Госземагенства Украины, специалист по разработке нормативно-правовых актов в сфере земельного законодательства;

2. Кобылянский В.А. - Один из авторов Земельного кодекса Украины, адвокат, специалист-практик в области земельного права;

3. Гончар Л.Я. - Судья Высшего административного суда Украины;

4. Куценко А.С. - Руководитель регионального филиала Центра Государственного земельного кадастра;

5. Царев Д.В. - Начальник Госземинспекции Украины.

 

На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:

- Общие вопросы о земле (виды земель, порядок выделения части земли в самостоятельную земельный участок; целевое назначение и использование земельного участка, адрес земельного участка кадастровый номер земельного участка, виды земель и т.д.)

- Особенности законодательного регулирования приобретения права собственности на земельные участки;

- Особенности законодательного регулирования приобретения и перехода права аренды земельного участка;

- Новый порядок изменения целевого назначения земельного участка;

- Новый порядок регистрации права собственности на землю в 2013 г.

- Судебная практика в земельных спорах;

- Полномочия Госземинспекции при проведении проверок порядка использования и охраны земель.

В частности, рассматривался порядок оформления перехода права аренды земельного участка государственной или коммунальной формы собственности к лицу, которое приобрело в собственности жилой дом, здание или сооружение, расположенное на арендованном земельном участке.

Так, согласно ч. 3 ст. 7 ЗУ «Об аренде земли» к лицу, которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, также переходит право аренды на этот земельный участок. Договором, который предусматривает приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение.

На практике проходит значительный промежуток времени между прекращением договора аренды земельного участка с продавцом дома, здания или сооружения и заключением договора аренды с новым покупателем, что влияет на порядок уплаты арендных платежей.

Для ускорения процедуры получения права аренды земельного участка новым покупателем дома, здания или сооружения Кальниченко А.Г. рекомендует заключать трехстороннее Дополнительное соглашение к существующему Договору аренды, которым изменить сторону договора аренды на основании отчуждения прошлым арендатором здания, строения или сооружения.

Рассматривалась законодательная возможность оформления права пользования частью земельного участка общего пользования во пристройками к многоэтажных жилых домов.

На практике местные власти довольно часто настаивают на заключении договора аренды земельного участка, находящегося под пристройками к многоэтажных жилых домов.

Кальниченко А.Г. подчеркнула, что такие действия органов местной власти являются незаконными, поскольку придомовая территория неделима, поэтому получить в аренду ее часть невозможно.

Способом оформления права пользования частью такой придомовой территории является заключение с собственником (соответствующим советом) или пользователем (ЖЭКом) договора сервитута.

Рассматривался вопрос законности взыскания земельного налога с предприятий, обладающих нежилыми помещениями на верхних этажах многоэтажных жилых домов, и осуществляют в них предпринимательскую деятельность.

Кальниченко А.Г. отметила, что платить земельный налог нужно обязательно. Размер земельного налога рассчитывается пропорционально площади нежилого помещения согласно требованиям законодательства.

Зато Кобылянский В.А. отметил, что для начисления земельного налога отсутствует база и объект налогообложения.

Рассматривался новый порядок регистрации прав на землю, который вступит в силу с 2013 г.

 С 2013 г. государственной регистрации подлежит право на землю, а не договор, на основании которого возникает право на землю.

Нотариусы получат полномочия регистрировать переход права на земельный участок.

В случае, когда сделка удостоверяется нотариально, нотариус регистрирует переход права на землю, однако при условии, что первичное право на земельный участок уже было зарегистрировано.

Однако для совершения указанных выше действий нотариус должен получить ключи доступа к регистрационным базам.

Кальниченгко А.Г. обратила внимание, что права на землю, которые возникли до 01.01.2013 г. будут действовать на будущее, и не подлежат обязательному внесению в регистрационные базы данных.

Права на землю будут вноситься в регистрационные базы данных либо по желанию владельца (пользователя) земельного участка, или при регистрации перехода прав на земельный участок.

Поднимались проблемы определения места нахождения земельного участка (в пределах населенного пункта или за пределами населенного пункта), что имеет существенное значение для определения органа - распорядителя землей.

Кобылянский В.А. отметил, что во избежание возможных судебных споров органом-распорядителем земли в случае неверного определения местоположения земельного участка, устанавливать на основании землеустроительной документации, определяющей пределы населенного пункта.

Был проведен анализ ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры отвода с 07.12.2012 г. земельных участков и изменения их целевого назначения» № 5395-VI, который вступает в силу 07.12.2012 г.

В частности, Законом № 5395-VI отменяется обязанность собственника земельного участка, получать от органов государственной власти или местного самоуправления согласования на разработку проекта землеустройства для изменения целевого назначения земельного участка.

С 07.12.2012 г. владелец земельного участка, который желает изменить целевое назначение земельного участка, вправе без каких-либо разрешений заказать соответствующий проект землеустройства, и предоставить его, с необходимым пакетом документов на утверждение соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления.

Однако следует иметь в виду, что оплата проекта землеустройства считаться коммерческим риском собственника земельного участка, поскольку разработанный проект не является обязательным условием согласования изменения целевого назначения земельного участка.

Рассматривался порядок разграничения земель государственной и коммунальной формы собственности, установленный ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной формы собственности», от 06.09.2012, № 5245-VI, который вступит в действие с 01.01.2013 г .

С момента вступления в силу данного Закона земли государственной и коммунальной собственности в Украине считать разграниченными.

1. Землями коммунальной собственности соответствующих территориальных громад считать:

а) земельные участки:

- На которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности соответствующей территориальной общины;

- Находящиеся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций;

б) все другие земли, расположенные в пределах соответствующих населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2.

2. В государственной собственности остаются:

а) расположенные в границах населенных пунктов земельные участки:

- На которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности;

- Находящиеся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук;

- Которые относятся к землям обороны;

б) земельные участки, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

в) земли зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;

г) все другие земли, расположенные за пределами населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего раздела.

Государственная регистрация права государства или территориальной общины на земельные участки, осуществляться на основании заявления органов, которые согласно статье 122 Земельного кодекса Украины передают земельные участки в собственность или в пользование, к которому прилагается выписка из Государственного земельного кадастра об соответствующий земельный участок.

В случае если сведения о земельных участках, не внесены в Государственный реестр земель, предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, которые являются основанием для государственной регистрации таких земельных участков, а также ее утверждения осуществляться: - в пределах населенных пунктов - сельскими, поселковыми, городскими советами;

- За пределами населенных пунктов - органами исполнительной власти, которые согласно закону осуществляют распоряжение такими земельными участками.